В процессе старения, при стрессе и плохом питании барьерная функция кишечника ослабевает. Дефицит витамина А и магния позволяют макромолекулам из кишечника попадать в кровь [2].
Повреждение кишечника становится причиной симптомов, аналогичных гриппозным. Были опубликованы данные о том, что вирусы «респираторных заболеваний» появляются в кишечнике до момента их появления в дыхательных путях. Альварез обнаружил, что «когда собака заболевает чумкой, градиент латентного периода в тонком кишечнике восстанавливается», и высказал предположение, что при простуде «появляется систолическая, не прогрессивная контракция». Он утверждает, что лучшим препаратом для блокирования простуды является кодеин. (Я полагаю, что прервать симптомы простуды может слабительное действие витамина С). Недавние исследования показали, что налоксон, антагонист морфина, может восстановить нормальную реакцию раздраженному кишечнику. Альварезу был интересен синдром хронической усталости и «болезненная усталость», и он отмечал, что «состояние усталости следует за инфекцией, такой как, к примеру, грипп» [3].
Повреждение кишечника становится причиной симптомов, аналогичных гриппозным. Были опубликованы данные о том, что вирусы «респираторных заболеваний» появляются в кишечнике до момента их появления в дыхательных путях. Альварез обнаружил, что «когда собака заболевает чумкой, градиент латентного периода в тонком кишечнике восстанавливается», и высказал предположение, что при простуде «появляется систолическая, не прогрессивная контракция». Он утверждает, что лучшим препаратом для блокирования простуды является кодеин. (Я полагаю, что прервать симптомы простуды может слабительное действие витамина С). Недавние исследования показали, что налоксон, антагонист морфина, может восстановить нормальную реакцию раздраженному кишечнику. Альварезу был интересен синдром хронической усталости и «болезненная усталость», и он отмечал, что «состояние усталости следует за инфекцией, такой как, к примеру, грипп» [3].
Бактериальные токсины, образовавшиеся в тонком кишечнике или в процессе производства пищевых добавок, проникают через стенку кишечника в бóльших количествах при стрессе, плохом питании и в пожилом возрасте. Эндотоксин подавляет митохондриальное дыхание и проявляет тенденцию запускать шоковую физиологию, аналогично тому, как это делают эндогенные гормоны. Я полагаю, и ранее упоминал это, что эндотоксин может участвовать в предменструальном синдроме и, более того, в некоторых синдромах молочной железы [4].
Две особенности митохондриального повреждения в условиях сильного стресса (безотносительно к участию в нем эндотоксина) — это истощение антиоксидантных резервов и потеря способности превращать холестерин в защитные стероидные гормоны. Как я ранее обсуждал, митохондриальное повреждение с высокой вероятностью существует при гипотиреозе; тироксин подавляет перекисное окисление липидов и проявляет обратную зависимость от адреналина, предупреждая или минимизируя «катехоламиновую токсичность», например.
Так случилось, что бобы и чечевица являются мощными антитиреоидными агентами, поэтому не удивительно наблюдать признаки снижения аэробной способности, что является следствием сниженного пикового потребления кислорода [5] в связи с синдромом хронической усталости (СХУ), при условии, что этот синдром вызван длительным употреблением в пищу бобовых.
Гипотиреоз приводит к плохому удержанию магния, поэтому данные о том, что применение магниевых добавок вызывает снижение боли, рост энергичности и улучшение эмоционального состояния, повышая содержание внутриклеточного магния у СХУ-пациентов [6], позволяет высказать предположение о причастности гипотиреоза к СХУ.
Один из симптомов, характерных для СХУ [7] — недомогание после физической нагрузки, проявляющееся в виде боли, слабости и обострения других симптомов, включая лихорадку и лимфаденопатию, — можно объяснить, как результат возросшей абсорбции кишечных токсинов, которая возникает после относительной ишемии кишечника вследствие интенсивной адренергетической стимуляции.
Через день или более после употребления в пищу аллерген может находиться в кишечнике, не нанося вреда, а напряжение, эмоции, голод или ночное время суток могут вызвать достаточное для выброса адреналина снижение уровня сахара в крови. Адреналин сокращает кровоснабжение кишечника, что приводит к всасыванию аллергенов через обесточенные ткани. Если уровень сахара в крови остается низким, несмотря на адреналин, белые клетки будут стимулированы на выработку гистамина и других провоспалительных веществ, но адреналин также вызовет и секрецию глюкокортикоидов. Причиной ночной потливости и неврологических симптомов могут быть эти гормональные ответы. Глюкокортикоиды сначала стимулируют выработку, а затем, при высоких концентрациях, разрушают ферменты детоксикации.
При особых условиях, таких как кишечная инфекция или незрелость кишечника, сквозь кишечные барьеры могут проникать большие количества аллергенов. В Лос-Анджелесе я узнал, что врачи и нутрициологи зачастую рекомендуют начинать введение бобовых в рацион малышей с шести месяцев. В некоторых регионах Африки младенцам сразу дают «бобовое молоко» вместо молока.
Распространено мнение, что вирус Эпштейна-Барр (возможная причина лимфомы Буркита и инфекционного мононуклеоза) является причиной* и синдрома хронической усталости. Р. Дж. В. Пулвертафт [8] обнаружил «близкое сходство между клетками Буркита и лимфоцитами человека, простимулированными бобовым экстрактом». Он пришел к заключению, что не следует пренебрегать «возможной связью между лимфомой Буркита и бобовой диетой», хотя и подчеркнул, что следует рассматривать и другие факторы, поскольку большинство людей, в рацион которых входят бобы, не заболевают. Кишечные паразиты, обычные для тропической Африки, могут вызывать воспаление кишечника, приводящее к всасыванию больших количеств антигенов.
Поскольку при гриппе кишечник воспаляется, логично предположить, что некоторые симптомы «гриппа» вызваны абсорбированными кишечными токсинами.
На разнообразие пост-гриппозных осложнений, весьма вероятно, влияет природа бактерий или продуктов питания, которые присутствуют хронически или в момент некомпенсированного стресса или воспалительного заболевания. К. М. Стивенс [9] утверждал, что ревматическую лихорадку и гломерулонефрит вызывают антигены стрептококка, а системный люпус-эритематоз (СЛЭ), возможно, — антигенами грамположительных лактобацилл, обнаруживаемых в нормальной флоре.
Мигрень, СХУ, СЛЭ, проблемы с щитовидной железой, некоторые виды порфирий, оказывается, более характерны для женщин репродуктивного возраста и нередко усугубляются предменструальными гормональными изменениями. Согласно Стивенсу «СЛЭ практически всегда болеют только женщины детородного возраста. Весьма вероятно, это объясняется тем, что у женщин в этом возрасте довольно специфическая флора. Это действительно так; большие количества грамположительных лактобацилл присутствуют во влагалище тридцатилетних женщин при условии регулярной менструальной активности». В 1974 году я обратил внимание, что регулярно испытываю мигренозную головную боль после употребления молочного продукта с лактобациллами, после чего прекратил употреблять (и рекомендовать) йогурт и другие кисломолочные продукты, хотя подозревал, что симптомы вызывала молочная кислота. Я по-прежнему считаю, что молочная кислота является метаболическим бременем, особенно в сочетании с избытком эстрогена, но основное утверждение Стивенса о значимости нашего иммунного отклика на системные бактериальные антитела заслуживает бóльшего внимания.
Ранее я обсуждал применение антибиотиков (и/или морковной клетчатки и/или угля) для ослабления предменструального симптома и упоминал исследование, в котором продолжительность жизни была увеличена благодаря приему угля время от времени. Не так давно я узнал о мексиканском фермере, который брал у своих соседей карликовых поросят и с помощью добавок угля к диете нормализовывал их рост. Видимо, это имеет такое же действие, как и применение антибиотиков, широко практикуемое владельцами свиноферм в США с целью поддержания роста и эффективного усвоения питания. Уголь, помимо связывания и выведения токсинов, является мощным катализатором оксидативного разрушения многих токсических соединений. В определенном смысле он ускоряет действие защитных ферментов кишечника и печени.
Обычно наша защита от внешних токсинов включает слизистую, антитела IgA мембран, кишечные ворсинки, где, как правило, происходит всасывание белков, ферменты кишечника и печени, которые гидроксилируют и глюкуронируют более мелкие молекулы токсинов, и связывающие протеины, такие как альбумин и металлотионеин, все они препятствует распространению токсинов в организме. Когда токсины преодолевают эти барьеры, выживание зависит от адаптационных факторов, включая кататоксические стероиды и антиоксидантные системы [10, 11]. Помимо экзогенных метаболических токсинов детоксицирующие ферменты монооксигеназной системы метаболизируют эндогенные вещества, включая стероиды, простагландины и полиненасыщенные жирные кислоты, которые влияют на аллергическую реактивность. Дисбаланс этой системы может привести к неэффективному расходованию защитных стероидов [12].
Недавно было высказано мнение, что аллергическая реакция сама по себе функционирует, как иммунологическая защита против токсинов [13]. Однако, в случае поражения кишечника и печени выработка холестерина зачастую снижается настолько заметно, что поддержание адекватного производства кататоксических и противовоспалительных стероидов становится невозможным. У многих людей с аллергическим синдромом усталости наблюдают опасно низкий уровень холестерина от 90 до 130 мг%. (Фрукты, благодаря содержащейся в них фруктозе, как правило способствуют восстановлению синтеза холестерина в печени).
Вещества, содержащиеся в сырых и полусырых продуктах растительного происхождения, вообще говоря, являются источниками токсинов и аллергенов. С недавних пор бобовые стали важной составляющей диеты в США благодаря комплексному сдвигу идеологии о «здоровом» питании, который часто ассоциируется с принуждением к занятиям физическими «упражнениями» и употреблением модных, но токсичных пищевых добавок вроде триптофана, железа и марганца. Таблетки аскорбиновой кислоты могут содержать достаточные примеси железа и/или других катализаторов для производства токсичных количеств свободных гидроксильных радикалов [14]. В вегетарианской диете с низким содержанием витамина А, в частности ретинола, каротин может иногда быть токсичным, поскольку его превращение в ретинол требует присутствия витамина В12 и должного исполнения иных печеночных функций, которые, оказывается, зависят от адекватной работы щитовидной железы, поэтому чрезмерные количества каротина могут приобретать антищитовидные и антистероидогенные свойства. Дефицит ретинола может нарушить барьерные функции мембран и функционирование различных иммунных служб, включая выработку антител и синтез защитных стероидов.
Некоторые женщины с предменструальным синдромом замечают, что «предменструальная» фаза длится все дольше и дольше, пока, наконец, не переходит в состояние хронической усталости. Как показала моя практика, эта проблема в составе букета ПМС легко поддается корректировке. С возрастом, когда время болезни растет, проблема усталости, скорее всего, будет затрагивать больше систем организма. Чем больше «токсичного» жира накоплено в теле, тем более осторожно нужно увеличивать физическую и метаболическую активность. Важно применять больше витамина Е, короткоцепочечных насыщенных жиров и других агентов, противостоящих перекисному окислению жиров.
Шестьдесят лет назад считали, что люди с синдромом хронической усталости страдают от «нервного срыва», и им советовали съездить в отпуск в санаторий и прекратить обращаться к врачу. Перемена рода деятельности, места, работы, круга общения иногда может иметь весьма успешный терапевтический эффект. Перемены в питании могут иметь социальный и идеологический подтекст, поэтому легче перемены начинать в отпуске, в поездке. А иногда проблему можно устранить, просто избегая некоторые растительные продукты и пищевые добавки и/или корректируя гормональный статус и/или кишечную экологию.
*Антитела к этому вирусу можно найти у 90 % населения, поэтому считать, что он вызывает эти проблемы, не корректно.
Литература
Article copyright Townsend Letter for Doctors & Patients. By Raymond PeatЛитература
- N.R. Ling, Lymphocyte Stimulation, North-Holland Publ. Co., Amsterdam, 1968.
- I.V. Gmoshinskii, et al., Effects of vitamin A deficiency on permeability of the small intestinalmucosa for macro-molecules in adult rats, Bull. Exp. Biol. Med. 103(2), pp. 179-182, 1986.
- W.C. Alvarez, Nervousness, Indigestion, and Pain, P.B. Hoeber, Med. Bk. Dept. of Harper & Brother, New York, 1943.
- I.G. Colditz, et al., Kinetics of endotoxin-induced inflammation in bovine mammary gland, Inflammation 12(5), pp. 491-501, Oct. 1988; and I.S. Schwartz, et al., Lymphocytic mastopathy,an autoimmune disease of the breast?, Am. J. Clin. Pathol 93(6), pp. 834-5, 1990.
- M.S. Riley, et al., Aerobic work capacity in patients with chronic fatigue syndrome, Br. Med. J. 301, pp. 953-56, Oct. 1990.
- I.M. Cox, et al., R.B.C. magnesium and C.F.S., Lancet 337, 757, 1991.
- A.L. Komaroff, Some symptoms specific to C.F.S., Modern Medicine 59, October 1991, page35.
- R.F.V. Pulvertaft, PHA in relation to Burkitt's tumour, Lancet Sept. 12, 1964, pp. 552-554.
- K.M. Stevens, The Aetiology of SLE, Lancet, Sept. 5, 1964, pp. 506-508.
- N.G. Kolosova, et al., Effect of tocopherol on functional reserves of phagocytes, Bull. Exp. Biol. Med. 111 (6), pp. 770-772, 1991.
- S. Ya. D'yachkova, et al., Effect of hyperbaric oxygenation on activation of immunocompetent cells and on lipid peroxidation....Bull. Exp. Biol.Med. 112 (7), pp. 940-942, 1991.
- I.N. Marokko, et al., Correlation between the severity of manifestation of experimentalfood anaphylaxis and the cytochrome P 450W/P 450L Ratio, Bull. Exp. Biol. Med. 112 (8), pp.1180-2, 1991.
- M. Profet, The function of allergy: immunolgoical defense against toxins, Quarterly Rev. of Biol 55(1'), pp. 23-62, March 1991.
- S.Z. Maskos and W.H. Koppenol, Oxyradicals and multivitamin tablets, Free Radical Biol.& med. 11, pp. 609-610, 1991.