Достаточная стимуляция — необходимый участник процесса развития. Неподходящее по уровню возбуждение — это стресс, который деформирует процесс роста. Нейромедиаторы стресса – например, серотонин — могут приводить к долговременным нарушениям как в физиологии, так и в поведении.
Процесс обучения может и активировать, и подавить ментальную энергию. Если это в основном обучение повиноваться, то происходит подавление энергии. Если оно вызывает социальные сдвиги, то будоражит ментальную и эмоциональную энергии.
Стресс на раннем этапе жизни может ухудшить обучаемость, вызвать агрессивное или компульсивное поведение, приводя к беспомощности, застенчивости, алкоголизму и другим проблемам.
Серотонин активирует глюкокортикоидную систему, результатом чего может стать атрофия мозга. Антисеротониновые агенты защищают мозг от атрофии и других действий стресса. Защищающие мозг нейростероиды, включая прегненолон и прогестерон, уровень которых возрастает при определенных типах возбуждения, снижаются стрессом изоляции, а в их отсутствие практически ничто не сдерживает серотонин и глюкокортикоиды.
Поскольку серотонин может приводить к тромбозу и вазоспазмам, а избыточный кортизол, возникающий в результате гиперсеротонемии, ослаблять кровеносные сосуды и иммунную систему, продолжительность жизни человека весьма вероятно уменьшится, если что-либо не вмешается, чтобы скорректировать картину, созданную стрессом в раннем возрасте.
Баронесса Батч: «Господа, уровень успеваемости в этой школе превышает средний по стране среди государственных школ.»
«Это школа, в которой 75 % учащихся в 1998 году получили на экзаменах оценки от А до С и 63,9 % — в 1999. Эти показатели значительно превышают средний уровень по стране. В этой школе не бывает прогулов, а родители учащихся в высшей степени удовлетворены успехами своих детей. Если родители этих ребят оплачивают обучение, зная, за что платят, то кто мы такие, чтобы предлагать другую философию образования в частной школе?»
Таков был комментарий в процессе дебатов в Палате Лордов 30 июня 1999 года касательно попытки Главного школьного инспектора закрыть Саммерхилл, демократическую школу, основанную в 1921 году.
В 1927 году государственные инспекторы рекомендовали, чтобы все педагоги посетили Саммерхилл и познакомились с «бесценным» опытом, который показал, что развитие учащихся происходит с большей эффективностью там, где они сами выбирают предметы, где отсутствет требование посещать занятия.
Я писал об интеллекте животных и об аспектах его сходства с интеллектом человека. Теперь я хочу, чтобы эти идеи послужили основой для размышления без предрассудков о человеческом интеллекте.
Интеллект — это интерфейс между физиологией и окружающей средой, поэтому следует рассмотреть каждый элемент их взаимосвязи. То, что повышает уровень интеллекта, как биохимически, так и социально — улучшает жизнь саму по себе. И наоборот.
Психологи предпринимали попытки дать собственные определения таким понятиям, как идиот, имбецил, дебил и гений, но в результате просто оттачивали культурные клише, в связи с чем со словом «болван» дети в США знакомятся в первую очередь. Многие психологи пытались создать «внекультурные» тесты на интеллект. Ясно, что они верят в нечто типа «свободного ума животных», хотя чаще пользуются термином «генетический» интеллект. Некоторые психометристы вышли за пределы не только биологии, но и разумного подхода, каталогизировав предпочтения людей, которых они определили интеллектуальными, и разработали «АйКью тесты», основанные на предпочтениях этих «интеллектуальных» людей. Такое поведение очень похоже на «психометрию» рядовой публики, для которой «умные» люди — это те, кто делают все «правильным» образом.
Процесс обучения может и активировать, и подавить ментальную энергию. Если это в основном обучение повиноваться, то происходит подавление энергии. Если оно вызывает социальные сдвиги, то будоражит ментальную и эмоциональную энергии.
Стресс на раннем этапе жизни может ухудшить обучаемость, вызвать агрессивное или компульсивное поведение, приводя к беспомощности, застенчивости, алкоголизму и другим проблемам.
Серотонин активирует глюкокортикоидную систему, результатом чего может стать атрофия мозга. Антисеротониновые агенты защищают мозг от атрофии и других действий стресса. Защищающие мозг нейростероиды, включая прегненолон и прогестерон, уровень которых возрастает при определенных типах возбуждения, снижаются стрессом изоляции, а в их отсутствие практически ничто не сдерживает серотонин и глюкокортикоиды.
Поскольку серотонин может приводить к тромбозу и вазоспазмам, а избыточный кортизол, возникающий в результате гиперсеротонемии, ослаблять кровеносные сосуды и иммунную систему, продолжительность жизни человека весьма вероятно уменьшится, если что-либо не вмешается, чтобы скорректировать картину, созданную стрессом в раннем возрасте.
_______________________
Баронесса Батч: «Господа, уровень успеваемости в этой школе превышает средний по стране среди государственных школ.»
«Это школа, в которой 75 % учащихся в 1998 году получили на экзаменах оценки от А до С и 63,9 % — в 1999. Эти показатели значительно превышают средний уровень по стране. В этой школе не бывает прогулов, а родители учащихся в высшей степени удовлетворены успехами своих детей. Если родители этих ребят оплачивают обучение, зная, за что платят, то кто мы такие, чтобы предлагать другую философию образования в частной школе?»
Таков был комментарий в процессе дебатов в Палате Лордов 30 июня 1999 года касательно попытки Главного школьного инспектора закрыть Саммерхилл, демократическую школу, основанную в 1921 году.
В 1927 году государственные инспекторы рекомендовали, чтобы все педагоги посетили Саммерхилл и познакомились с «бесценным» опытом, который показал, что развитие учащихся происходит с большей эффективностью там, где они сами выбирают предметы, где отсутствет требование посещать занятия.
Я писал об интеллекте животных и об аспектах его сходства с интеллектом человека. Теперь я хочу, чтобы эти идеи послужили основой для размышления без предрассудков о человеческом интеллекте.
Интеллект — это интерфейс между физиологией и окружающей средой, поэтому следует рассмотреть каждый элемент их взаимосвязи. То, что повышает уровень интеллекта, как биохимически, так и социально — улучшает жизнь саму по себе. И наоборот.
Психологи предпринимали попытки дать собственные определения таким понятиям, как идиот, имбецил, дебил и гений, но в результате просто оттачивали культурные клише, в связи с чем со словом «болван» дети в США знакомятся в первую очередь. Многие психологи пытались создать «внекультурные» тесты на интеллект. Ясно, что они верят в нечто типа «свободного ума животных», хотя чаще пользуются термином «генетический» интеллект. Некоторые психометристы вышли за пределы не только биологии, но и разумного подхода, каталогизировав предпочтения людей, которых они определили интеллектуальными, и разработали «АйКью тесты», основанные на предпочтениях этих «интеллектуальных» людей. Такое поведение очень похоже на «психометрию» рядовой публики, для которой «умные» люди — это те, кто делают все «правильным» образом.
Около тридцати лет назад кто-то выяснил, что скорость, с которой радужная оболочка сокращается в ответ на вспышку света, весьма коррелирует с АйКью, измеренным психологом по стандартному тесту на интеллект. Приборы, с помощью которых измеряли скорость реакции у учащихся школы вождения, так же служили хорошими индикаторами интеллекта, впрочем, измерения пульса или температуры тоже хорошие индикаторы . Колледжи, скорее всего, постесняются принимать студентов на основании их температуры (хотя они часто дают стипендии тем, кто хорошо кидает мяч). Поскольку колледжи серьезно относятся к бизнес-образованию, они заинтересованы в таких способностях у студентов, которые соответствуют культурным нормам.
Способ обучения в школьные годы может сформировать индивидуальные особенности человека в усвоении культурных ценностей. Простое ускорение обучения в рамках стандартной образовательной программы увеличит показатель АйКью обычного теста. Важным, тем не менее, остается вопрос о том, действительно ли это показатель интеллекта — обучение и оценка того, что преподавали. Некоторые преподаватели заявляют, что их цель — социализация учащихся и знакомство с основными принципами дисциплины, другие полагают своею целью помощь учащимся в развитии их умственных способностей. Оба этих подхода могут сосуществовать в рамках представления о том, что «культура» — это нечто вроде музея, а учащимся предстоит стать кураторами его коллекций или их фондов. Если рассматривать культуру метафорически, как смесь сумасшедшего дома, тюрьмы, фабрики и театра, то идея «развития умственных способностей учащихся» будет подразумевать совершенно разные методы и отношение к «программе обучения».
Даже искушенные люди могут поддаться стереотипам мышления, когда они берутся писать о вопросах интеллекта. Например, никто не считает гениальным ребенка из трущоб, свободно говорящего и на английском, и на испанском языках. Когда же речь заходит о выдающихся исторических персонажах, то факт, что они в ранние годы своей биографии выучили греческий язык, всегда подчеркивается. Никто не упоминает, разбирались ли они в испанских идиомах.
Один из стереотипов культуры — это представление о том, что вундеркинды «выгорают», словно они усвоили некое количество ментальной энергии за более короткий промежуток времени. (Эта идея выгорания изоморфна другим культурным стереотипам, относящим старение к «интенсивности проживания» — к примеру, представление о том, что люди с более редким пульсом живут дольше). Некоторые из тех, кого считают самыми светлыми умами мира на самом деле проходили через кризис депрессии, а Термановское многолетнее исследование умных людей выявило, что дезадаптация пропорциональна АйКью, особенно среди женщин. Эти факты совершенно не подтверждают концепцию «выгорания». Я полагаю, что они выявляют глубокий изъян в наших идеях касательно образования и профессиональной подготовки.
В мире, которым управляют руководители корпораций, президенты университетов («футбол — это центральный элемент университетской миссии), конгрессмены, банкиры, нефтяники, бюрократы, люди с интеллектом муравья (теплокровного муравья) могут показаться чрезвычайно интеллектуальными. Так происходит потому, что невежественная корысть правящего класса всегда рассматривает объективную реальность, как угрозу его интересам. Если бы, к примеру, люди узнали, что эстрогеновая терапия, препараты, регулирующие активность серотонина, рентгеновские снимки, ядерная энергетика и испытания атомных бомб дают преимущество только тем, кто из этого извлекает выгоду и власть, то система в целом утратила бы стабильность. Симуляция глупости становится настоящей глупостью.
Но помимо идеологически институционализированной глупости имеет место действительное различие в способности к обучению, запоминанию, применению знаний и решению задач. Обычно эти различия носят метаболический характер и могут измениться вслед за обстоятельствами, влияющими на обмен веществ. Каждый день социальной жизни влияет на метаболизм, стимулируя и поддерживая одни виды умственной активности, подавляя и наказывая другие. Все виды деятельности в окружении ребенка являются обучающими, в той или иной степени.
Некоторые исторические чудеса проливают свет на важность идеологии в развитии интеллекта. Семейная идеология, передающая новым поколениям философские ориентиры родителей и их друзей, формирует способ обучения детей.
Некоторые семейные традиции можно выявить, если посмотреть, кто является крестным отцом ребенка. Иеремия Бентам был крестным отцом Джона Стюарта Милля, тот, в свою очередь, — Бертрана Рассела; Ральф Уолдо Эмерсон был крестным отцом Уильяма Джеймса, а он — Уи. Дж. Сайдиса. Родители Уилли Сайдиса обучали его, чтобы продемонстрировать свою теорию образования, которая вышла из философии Эмерсона и Джеймса. Его отец, Борис Сайдис, был пионером в изучении гипноза и верил, что внушение может мобилизовывать «резервную энергию» ума. Уилли в раннем возрасте освоил несколько иностранных языков и высшую математику. После окончания Гарварда в возрасте 16 лет он предпринимал попытки преподавать математику в институте Райс, но был разочарован отношением со стороны студентов и журналистов, которые высмеивали его. Он поступил на юридический факультет Гарварда и мог попасть в тюрьму, если бы война не закончилась.
Возможно, антисемитизм сыграл свою роль в формировании у него чувства изоляции, когда он учился и работал в Гарварде и институте Райса. В 1922 году пионер тестирования интеллекта — Генри Годдар — провел тестирование среди иммигрантов и выяснил, что 83 % евреев и 87 % русских были «слабо умны». По стандартам тех лет было совершенно неуместно, чтобы ребенок из очень бедной семьи евреев — выходцев из Восточной Европы — был смышленым.
Сайдис прятался от прессы, работая бухгалтером и клерком, а параллельно писал и занимался наукой. Скрываясь, он написал книги по философии и американской истории. В конце концов журналисты вновь вышли на его след, и после продолжительных судебных тяжб с журналами по поводу вторжения в частную жизнь и клеветы он умер от инсульта в возрасте 46 лет.
Сайдис, по-видимому, один из наиболее ярких примеров того, как прогорает вундеркинд. Однако, люди (Роберт Персиг, Бакминстер Фуллер), которым довелось прочесть его книги, отзывались о нем крайне уважительно. Журналисты подчеркивали, что у Сайдиса никогда не было престижной работы, и это замечательно характеризует их ментальное клише: «Если ты умен, то почему не богат?» Но история показывает множество примеров, когда интеллектуалы-нонконформисты зарабатывали на жизнь ремеслом или техническим делом: Сократ был каменщиком, Спиноза — шлифовщиком линз, Блейк — гравировщиком, а Эйнштейн — патентоведом.
В рядовых школах (и в типичном обществе) 10000 вопросов остаются без ответа не только потому, что на одного учителя приходится слишком много учеников, и на ответы просто не остается времени, но и потому, что подавляющее большинство учителей не знают ответы на многие, многие вопросы.
Родители Сайдиса и Милля были в высшей степени образованными людьми, и поскольку их мнение по многим вопросам не совпадало с общепринятым, они самостоятельно и весьма серьезно занимались обучением своих детей. И когда бы ребенку ни пришел в голову вопрос, касающийся эвклидовой геометрии или грамматики греческого языка, — ответ следовал незамедлительно. И потому прогресс был быстрым. Впрочем, у этого были и более глубокие причины.
Ответ на вопрос вознаграждает интерес, и вопрошающий оживляется. В школе, где подчинение многочисленным инструкциям и правилам становится главной задачей, любознательность глушится пустотой распорядка.
Некоторые школы еще хуже. Например, дети из бедных семей проходят IQ-тестирование каждый год, и год от года их результаты ухудшаются. В условиях стимуляции может происходить обратное, то есть рост IQ. Результаты тестов отражают степень усвоения пройденного материала, но также свидетельствуют о росте скуки и отчаяния у детей из плохих школ, с одной стороны, и интереса и любопытства у детей, обучающихся в условиях должной стимуляции.
В последнее время мне приходилось беседовать с людьми, до сих пор придерживающимися идеи о конечности генетического ментального потенциала. Они полагают, что дети из малообеспеченных семей отстают, потому что исчерпаны их генетические возможности. С их точки зрения IQ является воплощением качества и служит для отделения зерен от плевел. А вот в исследовании на крысах, которое провела Мэрион Даймонд с коллегами из Университета Калифорнии, было показано, что структура, вес и биохимия крысиного мозга изменяется в соответствии с уровнем соответствующей стимуляции и возможностью исследовать окружающую среду. Структурное и функциональное улучшение мозга передается по наследству следующему поколению. Маловероятно, что крысы с большей легкостью, чем люди, извлекают биологическую выгоду из мозговой активности. После исследования Даймонд было проведено много других, показавших, что мозг самых разных существ в ответ на стимуляцию структурно и функционально усложняется.
В качестве стандартной группы рассматривались крысы, поколение за поколением живущие в изоляции, то есть обычные лабораторные крысы. Но теперь уже всем понятно, что изоляция является стрессом, который изменяет химию и функционирование мозга.
Уилли Сайдис и Джон Стюарт Милль подвергались стимулированию и имели возможность развиваться в одном направлении, но были изолированы от сверстников. В двадцатилетнем возрасте Милль впал в депрессию. Позже он писал, что произошло это, когда он обнаружил, что не способен на чувства. Его личность была недоразвита.
Бертран Рассел (1872–1970), осиротевший в четыре года, жил с бабушкой, которая предпочла не отправлять его в школу, а нанять преподавателей. Он не подвергался давлению академической среды, и ему было позволено читать любые книги из дедушкиной библиотеки. Осознание, что он очень умен, пришло только в Кембридже. Свобода, к которой он привык с детства, должно быть, лежала в основе его стремлений придерживаться непопулярных мнений. В 1916 году он был оштрафован, а в 1918 — посажен за решетку за высказывания против войны.
В 1927 Рассел и его жена, Дора Блэк, основали школу. Он позже писал, что не смотря на то, что школу посещали весьма одаренные учащиеся, исключительно одаренные подвергались остракизму теми, кто не дотягивал до их уровня. Он высказывался о вреде, причиненном одаренным ученикам их социальным окружением, и можно предположить, что думал при этом о своем относительно уединенном процессе образования. Психолог Лета Холлингуорт (Leta Hollingworth, 1942) также пришла к заключению, что большая разница в IQ может приводить к социальной изоляции. С 1916 г. она проводила ряд исследований, касающихся исключительно одаренных детей, с некоторыми из них она работала по специально созданной ею программе для общеобразовательных школ Нью Йорка. Высокий уровень эмпатии позволил ей обнаружить то, что было далеко не очевидным для ее современников.
В это время одаренных детей изучал и Льюис Терман, жаждущий развеять некоторые популярные стереотипы, касающиеся интеллектуально одаренных людей, чтобы подкрепить свою идеологию о превосходстве белой расы. В 1922 году он получил крупный грант и отобрал около 1500 самых умных из 250000 детей в Калифорнии. Он и его помощники отслеживали судьбы этих детей (описано в «Генетических исследованиях гениальности»). В своей работе они развеяли миф о том, что умные люди являются скорее болезненными, хрупкими. К своему удивлению они обнаружили взаимосвязь между дезадаптацией и более высоким показателем IQ; более высокий IQ сопровождается более высокой вероятностью появления нервного истощения, тревожности и депрессии. По многим параметрам менее одаренные дети в группе были значительно успешнее самых одаренных. Он не уделил этому вопросу особого внимания, хотя этот факт серьезно поколебал его веру в простое генетическое расовое превосходство в телосложении, интеллекте и характере. IQ-тестирование возникло в такой исторический момент, когда от него требовались доказательства в пользу расового превосходства, обоснования стерилизации, «эвтаназии» или неравенства эмигрантов. В более поздние времена этот тест стали использовать для того, чтобы выявить наиболее подходящие карьерные пути. Из-за того, что результаты IQ-тестирования использовались людьми, наделенными властью, для контроля над остальными, эти тесты помогли сформировать ошибочное представление о природе интеллекта. IQ конкретного человека теперь ассоциируется с представлением о школе, как о пути к финанасовому успеху, а не к совместному развитию.
Если школа низкого уровня с точки зрения интеллектуального уровня напоминает крысиную клетку, то образовательная изоляция Милля, Рассела и Сайдиса скорее похожа на одиночное заключение. Однажды Уилли Сайдис был арестован за участие в первомайском марше, и его отец имел возможность освободить его, но Уилли предпочел реальную тюрьму совместной жизни с родителями.
Никто из этих троих интеллектуалов не отличался юношеской игривостью, хотя это качество тесно связано с уровнем интеллекта у млекопитающих и птиц. (Рассел, однако, в зрелом возрасте имел разнообразные интересы, например, писал короткие рассказы, и в старости у него появлялись новые интересы). Стрессы раннего этапа жизни, такие как изоляция, сокращают способность к играм у лабораторных животных. Это качество является заразным, так же как и не способность играть.
В таких школах, как Саммерхилл, основанной в 1921 году А. С. Ниллом, от учащихся не требовали посещения уроков, если им хотелось в какой-то момент заниматься чем-то еще, но, несмотря на это, они показывали лучшие результаты на выпускных экзаменах по сравнению со школьниками, которые были обязаны заниматься по расписанию. У школьников, так же как и у крыс, свобода и разнообразие способствуют развитию мозга, а утомительное следование строгим правилам и расписаниям наносят ему ущерб. Если уровень школы высок, она имеет возможность поддерживать «заражение» способностью к игре наряду с интересом к обучению.
Среда, оптимально способствующая развитию интеллекта, неизбежно будет поддерживать формирование эмоционального здоровья и долголетия, поскольку никакая часть физиологической системы не может процветать за счет другой. А в пределах среды, благоприятной для жизни, возникают бесконечные возможности для разнообразия.
Существует распространенное представление о ригидности нервной системы взрослого человека по аналогии с дикими котами и собаками, которых, как предполагают, невозможно приручить, если они выросли, не зная человека. Но люди, пытающиеся понять диких животных, обнаружили, что даже если животные были пойманы в зрелом возрасте, они могут быть одомашнены в такой же степени, как и те, что выросли рядом с человеком. «Дрессировщики» лошадей проявляют высокий уровень эмпатии к животным. Иногда эти люди обладают схожими возможностями в общении с людьми, которые отвергнуты, аутичны или умственно не полноценны, но профессиональное сообщество устроено таким образом, что вероятность встречи людей, нуждающихся в интуитивной помощи, с людьми, способными оказать помощь такого рода, весьма не высока. Самое лучшее, что психология может сегодня предложить в профессиональном признании эмпатии, — это работа Карла Роджерса, т. е. личностно-ориентированная терапия.
Роджерс показал, что терапия становится успешной там, где между пациентом и специалистом возникает чувство солидарности. Аналогично, для успешного обучения между учителем и учеником тоже должно возникнуть это чувство солидарности. Если бы обычные семейные и иные социальные контакты происходили в такой атмосфере взаимного уважения, то психопатология (включая трудности обучения) встречалась бы значительно реже.
Хотя три приведенных примера не являются исчерпывающими аргументами, я полагаю, что судьбы и обстоятельства Сайдиса, Милля и Рассела весьма символичны. Сайдис, который рос в условиях интенсивного подавления, социальной изоляции и чрезвычайной бедности, умер в 46 лет. Милль, которого обучал в основном отец, рос в условиях финансовой стабильности, социальной изоляции и не высокого подавления и прожил на 20 лет дольше Сайдиса. Рассел, выросший в высших кругах правящего класса, никогда не испытывал никакого подавления и испытал весьма незначительную степень социальной изоляции, что было весьма характерно для людей его круга. Он прожил 97 лет.
Психопатология социальной изоляции изучалась на различных животных, и многие ее свойства являются общими для всех животных, включая человека. Агрессия, беспомощность и сниженная способность к обучению — таковы типичные продукты социальной изоляции у животных. Совершенно ясно, что во многих случаях семейная атмосфера определенного рода формирует у детей такие же проблемы. Школы редко в состоянии оказать помощь, а часто только усугубляют столь неблагоприятный ранний опыт жизни.
«Усталость от жизни», уменьшение доли медленной фазы сна и гневливость, которые характерны для «личности А-типа» и сердечно-сосудистых заболеваний, «произрастают» из детства. Низкий доход и финансовая нестабильность находятся в сильной связи с гневливостью, проблемами со сном и сердечно-сосудистыми заболеваниями. У животных, подвергшихся стрессу социальной изоляции, возникают похожие состояния под действием сниженных нейростероидов, повышенного серотонина и высокой активности глюкокортикоидной системы.
Культура «чудесной таблетки» думает фармацевтически, а не биологически. В основе такого фармацевтического подхода нередко лежит идея о том, что человек просто недостаточно старателен или у него не самый лучший набор генов, чтобы преуспеть ментально.
Многие стимуляторы — амфетамин и эстроген, к примеру — могут на некоторое время повысить бдительность, но ценой повреждений. Главной задачей стимулирования должно стать избегание повреждающей активации катаболических гормонов стресса. Свет, игра, разнообразие окружающей среды, поисковая деятельность интегрально стимулируют весь организм, включая процессы репарации и развития.
Любая химическая поддержка умственной деятельности должна осуществляться с учетом возможных повреждающих цивилизационных стрессов и обеспечивать соответствующую защиту. В условиях темноты и изоляции, к примеру, уровень гормонов стресса повышается, а стероидов, защищающих мозг, — снижается. Улучшение памяти вследствие приема прегненолона или тиреоидного гормона (который требуется для производства прегненолона из холестерола) — это результат отключения притупляющих и мозго-отключающих гормонов стресса, что позволяет восстановить нормальный отклик.
Если мы точно знаем, что крысы, выросшие в условиях свободы и разнообразной окружающей среды, более умные, то можно считать очевидным пользу применения аналогичного подхода к детям, если, конечно, мы действительно заинтересованы в развитии интеллекта. А поскольку тяга к насилию и задержка умственного развития создаются одними и теми же социальными стрессами, то даже простое желание снизить уровень насилия в школах может привести к тому, что общество предпримет какие-то шаги к улучшению ситуации в школах, в результате чего неминуемо поднимется и уровень умственного развития.
Возможно, антисемитизм сыграл свою роль в формировании у него чувства изоляции, когда он учился и работал в Гарварде и институте Райса. В 1922 году пионер тестирования интеллекта — Генри Годдар — провел тестирование среди иммигрантов и выяснил, что 83 % евреев и 87 % русских были «слабо умны». По стандартам тех лет было совершенно неуместно, чтобы ребенок из очень бедной семьи евреев — выходцев из Восточной Европы — был смышленым.
Сайдис прятался от прессы, работая бухгалтером и клерком, а параллельно писал и занимался наукой. Скрываясь, он написал книги по философии и американской истории. В конце концов журналисты вновь вышли на его след, и после продолжительных судебных тяжб с журналами по поводу вторжения в частную жизнь и клеветы он умер от инсульта в возрасте 46 лет.
Сайдис, по-видимому, один из наиболее ярких примеров того, как прогорает вундеркинд. Однако, люди (Роберт Персиг, Бакминстер Фуллер), которым довелось прочесть его книги, отзывались о нем крайне уважительно. Журналисты подчеркивали, что у Сайдиса никогда не было престижной работы, и это замечательно характеризует их ментальное клише: «Если ты умен, то почему не богат?» Но история показывает множество примеров, когда интеллектуалы-нонконформисты зарабатывали на жизнь ремеслом или техническим делом: Сократ был каменщиком, Спиноза — шлифовщиком линз, Блейк — гравировщиком, а Эйнштейн — патентоведом.
В рядовых школах (и в типичном обществе) 10000 вопросов остаются без ответа не только потому, что на одного учителя приходится слишком много учеников, и на ответы просто не остается времени, но и потому, что подавляющее большинство учителей не знают ответы на многие, многие вопросы.
Родители Сайдиса и Милля были в высшей степени образованными людьми, и поскольку их мнение по многим вопросам не совпадало с общепринятым, они самостоятельно и весьма серьезно занимались обучением своих детей. И когда бы ребенку ни пришел в голову вопрос, касающийся эвклидовой геометрии или грамматики греческого языка, — ответ следовал незамедлительно. И потому прогресс был быстрым. Впрочем, у этого были и более глубокие причины.
Ответ на вопрос вознаграждает интерес, и вопрошающий оживляется. В школе, где подчинение многочисленным инструкциям и правилам становится главной задачей, любознательность глушится пустотой распорядка.
Некоторые школы еще хуже. Например, дети из бедных семей проходят IQ-тестирование каждый год, и год от года их результаты ухудшаются. В условиях стимуляции может происходить обратное, то есть рост IQ. Результаты тестов отражают степень усвоения пройденного материала, но также свидетельствуют о росте скуки и отчаяния у детей из плохих школ, с одной стороны, и интереса и любопытства у детей, обучающихся в условиях должной стимуляции.
В последнее время мне приходилось беседовать с людьми, до сих пор придерживающимися идеи о конечности генетического ментального потенциала. Они полагают, что дети из малообеспеченных семей отстают, потому что исчерпаны их генетические возможности. С их точки зрения IQ является воплощением качества и служит для отделения зерен от плевел. А вот в исследовании на крысах, которое провела Мэрион Даймонд с коллегами из Университета Калифорнии, было показано, что структура, вес и биохимия крысиного мозга изменяется в соответствии с уровнем соответствующей стимуляции и возможностью исследовать окружающую среду. Структурное и функциональное улучшение мозга передается по наследству следующему поколению. Маловероятно, что крысы с большей легкостью, чем люди, извлекают биологическую выгоду из мозговой активности. После исследования Даймонд было проведено много других, показавших, что мозг самых разных существ в ответ на стимуляцию структурно и функционально усложняется.
В качестве стандартной группы рассматривались крысы, поколение за поколением живущие в изоляции, то есть обычные лабораторные крысы. Но теперь уже всем понятно, что изоляция является стрессом, который изменяет химию и функционирование мозга.
Уилли Сайдис и Джон Стюарт Милль подвергались стимулированию и имели возможность развиваться в одном направлении, но были изолированы от сверстников. В двадцатилетнем возрасте Милль впал в депрессию. Позже он писал, что произошло это, когда он обнаружил, что не способен на чувства. Его личность была недоразвита.
Бертран Рассел (1872–1970), осиротевший в четыре года, жил с бабушкой, которая предпочла не отправлять его в школу, а нанять преподавателей. Он не подвергался давлению академической среды, и ему было позволено читать любые книги из дедушкиной библиотеки. Осознание, что он очень умен, пришло только в Кембридже. Свобода, к которой он привык с детства, должно быть, лежала в основе его стремлений придерживаться непопулярных мнений. В 1916 году он был оштрафован, а в 1918 — посажен за решетку за высказывания против войны.
В 1927 Рассел и его жена, Дора Блэк, основали школу. Он позже писал, что не смотря на то, что школу посещали весьма одаренные учащиеся, исключительно одаренные подвергались остракизму теми, кто не дотягивал до их уровня. Он высказывался о вреде, причиненном одаренным ученикам их социальным окружением, и можно предположить, что думал при этом о своем относительно уединенном процессе образования. Психолог Лета Холлингуорт (Leta Hollingworth, 1942) также пришла к заключению, что большая разница в IQ может приводить к социальной изоляции. С 1916 г. она проводила ряд исследований, касающихся исключительно одаренных детей, с некоторыми из них она работала по специально созданной ею программе для общеобразовательных школ Нью Йорка. Высокий уровень эмпатии позволил ей обнаружить то, что было далеко не очевидным для ее современников.
В это время одаренных детей изучал и Льюис Терман, жаждущий развеять некоторые популярные стереотипы, касающиеся интеллектуально одаренных людей, чтобы подкрепить свою идеологию о превосходстве белой расы. В 1922 году он получил крупный грант и отобрал около 1500 самых умных из 250000 детей в Калифорнии. Он и его помощники отслеживали судьбы этих детей (описано в «Генетических исследованиях гениальности»). В своей работе они развеяли миф о том, что умные люди являются скорее болезненными, хрупкими. К своему удивлению они обнаружили взаимосвязь между дезадаптацией и более высоким показателем IQ; более высокий IQ сопровождается более высокой вероятностью появления нервного истощения, тревожности и депрессии. По многим параметрам менее одаренные дети в группе были значительно успешнее самых одаренных. Он не уделил этому вопросу особого внимания, хотя этот факт серьезно поколебал его веру в простое генетическое расовое превосходство в телосложении, интеллекте и характере. IQ-тестирование возникло в такой исторический момент, когда от него требовались доказательства в пользу расового превосходства, обоснования стерилизации, «эвтаназии» или неравенства эмигрантов. В более поздние времена этот тест стали использовать для того, чтобы выявить наиболее подходящие карьерные пути. Из-за того, что результаты IQ-тестирования использовались людьми, наделенными властью, для контроля над остальными, эти тесты помогли сформировать ошибочное представление о природе интеллекта. IQ конкретного человека теперь ассоциируется с представлением о школе, как о пути к финанасовому успеху, а не к совместному развитию.
Если школа низкого уровня с точки зрения интеллектуального уровня напоминает крысиную клетку, то образовательная изоляция Милля, Рассела и Сайдиса скорее похожа на одиночное заключение. Однажды Уилли Сайдис был арестован за участие в первомайском марше, и его отец имел возможность освободить его, но Уилли предпочел реальную тюрьму совместной жизни с родителями.
Никто из этих троих интеллектуалов не отличался юношеской игривостью, хотя это качество тесно связано с уровнем интеллекта у млекопитающих и птиц. (Рассел, однако, в зрелом возрасте имел разнообразные интересы, например, писал короткие рассказы, и в старости у него появлялись новые интересы). Стрессы раннего этапа жизни, такие как изоляция, сокращают способность к играм у лабораторных животных. Это качество является заразным, так же как и не способность играть.
В таких школах, как Саммерхилл, основанной в 1921 году А. С. Ниллом, от учащихся не требовали посещения уроков, если им хотелось в какой-то момент заниматься чем-то еще, но, несмотря на это, они показывали лучшие результаты на выпускных экзаменах по сравнению со школьниками, которые были обязаны заниматься по расписанию. У школьников, так же как и у крыс, свобода и разнообразие способствуют развитию мозга, а утомительное следование строгим правилам и расписаниям наносят ему ущерб. Если уровень школы высок, она имеет возможность поддерживать «заражение» способностью к игре наряду с интересом к обучению.
Среда, оптимально способствующая развитию интеллекта, неизбежно будет поддерживать формирование эмоционального здоровья и долголетия, поскольку никакая часть физиологической системы не может процветать за счет другой. А в пределах среды, благоприятной для жизни, возникают бесконечные возможности для разнообразия.
Существует распространенное представление о ригидности нервной системы взрослого человека по аналогии с дикими котами и собаками, которых, как предполагают, невозможно приручить, если они выросли, не зная человека. Но люди, пытающиеся понять диких животных, обнаружили, что даже если животные были пойманы в зрелом возрасте, они могут быть одомашнены в такой же степени, как и те, что выросли рядом с человеком. «Дрессировщики» лошадей проявляют высокий уровень эмпатии к животным. Иногда эти люди обладают схожими возможностями в общении с людьми, которые отвергнуты, аутичны или умственно не полноценны, но профессиональное сообщество устроено таким образом, что вероятность встречи людей, нуждающихся в интуитивной помощи, с людьми, способными оказать помощь такого рода, весьма не высока. Самое лучшее, что психология может сегодня предложить в профессиональном признании эмпатии, — это работа Карла Роджерса, т. е. личностно-ориентированная терапия.
Роджерс показал, что терапия становится успешной там, где между пациентом и специалистом возникает чувство солидарности. Аналогично, для успешного обучения между учителем и учеником тоже должно возникнуть это чувство солидарности. Если бы обычные семейные и иные социальные контакты происходили в такой атмосфере взаимного уважения, то психопатология (включая трудности обучения) встречалась бы значительно реже.
Хотя три приведенных примера не являются исчерпывающими аргументами, я полагаю, что судьбы и обстоятельства Сайдиса, Милля и Рассела весьма символичны. Сайдис, который рос в условиях интенсивного подавления, социальной изоляции и чрезвычайной бедности, умер в 46 лет. Милль, которого обучал в основном отец, рос в условиях финансовой стабильности, социальной изоляции и не высокого подавления и прожил на 20 лет дольше Сайдиса. Рассел, выросший в высших кругах правящего класса, никогда не испытывал никакого подавления и испытал весьма незначительную степень социальной изоляции, что было весьма характерно для людей его круга. Он прожил 97 лет.
Психопатология социальной изоляции изучалась на различных животных, и многие ее свойства являются общими для всех животных, включая человека. Агрессия, беспомощность и сниженная способность к обучению — таковы типичные продукты социальной изоляции у животных. Совершенно ясно, что во многих случаях семейная атмосфера определенного рода формирует у детей такие же проблемы. Школы редко в состоянии оказать помощь, а часто только усугубляют столь неблагоприятный ранний опыт жизни.
«Усталость от жизни», уменьшение доли медленной фазы сна и гневливость, которые характерны для «личности А-типа» и сердечно-сосудистых заболеваний, «произрастают» из детства. Низкий доход и финансовая нестабильность находятся в сильной связи с гневливостью, проблемами со сном и сердечно-сосудистыми заболеваниями. У животных, подвергшихся стрессу социальной изоляции, возникают похожие состояния под действием сниженных нейростероидов, повышенного серотонина и высокой активности глюкокортикоидной системы.
Культура «чудесной таблетки» думает фармацевтически, а не биологически. В основе такого фармацевтического подхода нередко лежит идея о том, что человек просто недостаточно старателен или у него не самый лучший набор генов, чтобы преуспеть ментально.
Многие стимуляторы — амфетамин и эстроген, к примеру — могут на некоторое время повысить бдительность, но ценой повреждений. Главной задачей стимулирования должно стать избегание повреждающей активации катаболических гормонов стресса. Свет, игра, разнообразие окружающей среды, поисковая деятельность интегрально стимулируют весь организм, включая процессы репарации и развития.
Любая химическая поддержка умственной деятельности должна осуществляться с учетом возможных повреждающих цивилизационных стрессов и обеспечивать соответствующую защиту. В условиях темноты и изоляции, к примеру, уровень гормонов стресса повышается, а стероидов, защищающих мозг, — снижается. Улучшение памяти вследствие приема прегненолона или тиреоидного гормона (который требуется для производства прегненолона из холестерола) — это результат отключения притупляющих и мозго-отключающих гормонов стресса, что позволяет восстановить нормальный отклик.
Если мы точно знаем, что крысы, выросшие в условиях свободы и разнообразной окружающей среды, более умные, то можно считать очевидным пользу применения аналогичного подхода к детям, если, конечно, мы действительно заинтересованы в развитии интеллекта. А поскольку тяга к насилию и задержка умственного развития создаются одними и теми же социальными стрессами, то даже простое желание снизить уровень насилия в школах может привести к тому, что общество предпримет какие-то шаги к улучшению ситуации в школах, в результате чего неминуемо поднимется и уровень умственного развития.
- Б. Рассел: «Если вы хотите узнать, что люди собираются делать, вам следует иметь представление не только и не столько о материальных обстоятельствах их жизни, но о совокупной системе их желаний и сильных сторон».
- Джон Холт, из интервью Mother Earth News, July/August, 1980: «Я предлагаю создать для молодого поколения школы, в которых будет множество интересного для занятий… и мы предоставим им свободу учиться так, как они сами этого захотят. Если у них возникнут вопросы — ответить на эти вопросы. Если они хотят узнать, где найти необходимое для их познания, — показать, где это можно найти».
- Джон Холт, из предисловия к книге Teach Your Own, (New York: Dell, 1981): «Дети в классе, не смотря на их богатое происхождение и высокий IQ, за небольшим исключением, — испуганы, уклончивы, робки и находятся в состоянии защиты». «Вскоре мне стало ясно, что дети по природе и с рождения весьма любознательны к окружающему миру, энергичны, находчивы и способны к его исследованию и освоению. Короче говоря, значительно более жаждут учиться и им это гораздо лучше дается, чем большинству взрослых. Младенцы вовсе не беспомощные комочки, а настоящие ученые. Почему бы поэтому не превратить школы в места, где детям будет позволено, где их будут поощрять и (если и когда они попросят) где им помогут исследовать и понять мир вокруг них (пространственно и во времени) самым интересным для них образом?»
- Psychosom Med 1984 Nov-Dec;46(6):546-8. Rapid communication: whole blood serotonin and the type A behavior pattern. Madsen D, McGuire MT. У 72 юношей была выявлена сильная взаимосвязь между общим серотонином крови и поведенческими проявлениями личности типа А. Указанная взаимосвязь была исследована с помощью многовариантного статистического подхода.
- J Neurochem. 2000 Aug;75(2):732-40. Serra M, Pisu MG, Littera M, Papi G, Sanna E, Tuveri F, Usala L, Purdy RH, Biggio G. Social isolation-induced decreases in both the abundance of neuroactive steroids and GABA(A) receptor function in rat brain.
- Ann Med 2000 Apr;32(3):210-21. Role of serotonin in memory impairment. Buhot MC, Martin S, Segu L.Ivan Illich and Etienne Verne, Imprisoned in the global classroom. London, Writers and Readers Publishing Cooperative, 1976.
- Ivan Illich, Deschooling society. Harmondsworth: Penguin, 1976 (1971).
- Tools for Conviviality (1973).
- Toward a history of needs. New York, Pantheon Books, c1978.
- Limits to medicine. medical nemesis : the expropriation of health. Harmondsworth New York, Penguin, 1977.
- Celebration of awareness: a call for institutional revolution. Harmondsworth, Penguin Education, 1976. Pelican books Originally published: Garden City [N.Y.]: Doubleday, 1970; London: Calder and Boyars, 1971.
- Disabling professions. London, Boyars, 1977, Ideas in progress series.
- Eur J Pharmacol 1992 Feb 25;212(1):73-8. 5-HT3 receptor antagonists reverse helpless behaviour in rats. Martin P, Gozlan H, Puech AJ Departement de Pharmacologie, Faculte de Medecine Pitie-Salpetriere, Paris, France. «Действие антагонистов рецепторов 5-HT3, закоприда, ондансетрона и ICS 205-930, было исследовано на модели депрессии у животных с помощью теста выученной беспомощности. Предварительно крыс подвергали серии из 60 неизбежных ударов током по лапам, после чего они не воспользовались возможностью избежать боли в трех экспериментах подряд, когда им была открыта дверь клетки. Если вводить антагонисты рецептора 5-HT3 дважды в день по хроническому протоколу (закоприд 0,03 — 2 мг/кг в сутки; ондасетрон и ICS 205-930: 0,123 — 2 мг/кг в сутки), то в результате неудачи в убегании из клетки снижались на фоне низких и средних доз препаратов. В случае применения высоких доз этот эффект не наблюдался. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что антагонисты 5-HT3 могут действовать на крыс аналогично антидепрессантам.»
- Neuropharmacology 1992 Apr;31(4):323-30. Presynaptic serotonin mechanisms in rats subjected to inescapable shock. Edwards E, Kornrich W, Houtten PV, Henn FA. «После воздействия на крыс неконтроллируемым электрошоком среди животных можно выявить две группы по типу их действий в обучении избегать контроллируемый стресс. Крысы с выученной беспомощностью не могут научиться прерывать контроллируемый стресс, в то время как крысы с не выученной беспомощностью обучаются этому навыку также успешно, как и животные из контрольной группы». «Эти результаты указывают на то, что в поведенческий дефицит, вызванный неконтроллируемым шоком, вносят свой вклад пресинаптические серотониновые механизмы. Дополнительно, гипотоламо-лимбический путь может выступать в качестве контрольного центра для поведенческого отклика на стресс».
- Neurochem Int 1992 Jul;21(1):29-35. In vitro neurotransmitter release in an animal model of depression. Edwards E, Kornrich W, van Houtten P, Henn FA. «Крыс линии Спрег-Доули, подвергнутых неконтроллируемому шоку, можно разделить на две группы: «беспомощная» (БП), которая проявляет дефицит избегающего поведения, и «невыученная беспомощность» (НБП), у которой дефицит избегания в поведении отсутствует и которая применяет реакцию избегания также хорошо, как и животные из контрольной группы (КГ)». «Главное, что выявлено, — это значительное повышение уровня эндогенного и К(+)-стимулированного серотонина (5-HT) в срезах гиппокампа БП. Не было обнаружено заметной разницы в показателях ацетилхолина, дофамина и норадреналина в гиппокампе крыс из БП-группы в сравнении с животными из НБП- и КГ-группы. Полученные результаты подтверждают ранее полученные в нашей лаборатории данные, свидетельствующие о вкладе пресинаптического 5-НТ механизма в поведенческий дефицит, вызванный неконтроллируемым шоком.»
- Psychiatry Res 1994 Jun;52(3):285-93. In vivo serotonin release and learned helplessness. Petty F, Kramer G, Wilson L, Jordan S Mental Health Clinic, Dallas Veterans Affairs Medical Center, TX. «Выученная беспомощность, поведенческая депрессия, вызванная воздействием неизбегаемого стресса у животных, рассматривается, как модель депрессивного расстройства человека. Как и депрессия человека, выученная беспомощность может быть вызвана сбоем в серотонинергической функции, но природа такой взаимосвязи не прояснена. Для измерения уровня серотонина (5-гидрокситриптамина, 5НТ) мы применяли in vivo микродиализ межклеточного пространства медиальной префронтальной коры у находящихся в сознании, свободно перемещающихся крыс. Базальный уровень 5НТ, который был определен до шокового воздействия на хвост животных, не коррелировал с поведением, определяемым выученной беспомощностью. Однако, выброс 5НТ после стресса зачительно вырос наряду с поведением по типу выученной беспомощности. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что кортикальный серотонинергический избыток обычно связан с формированием выученной беспомощности.»
- Pharmacol Biochem Behav 1994 Jul;48(3):671-6. Does learned helplessness induction by haloperidol involve serotonin mediation? Petty F, Kramer G, Moeller M Veterans Affairs Medical Center, Dallas 75216. «Выученная беспомощность (ВБ) — это поведенческая депрессия, появляющаяся в результате неизбегаемого стресса. Дозозависимое беспомощное поведение у наивных крыс вызывали введением блокатора дофаминового рецептора D2 — галоперидола (ГДЛ), наибольший эффект был достигнут для концентрации 20 мг/кг. Крыс тестировали через 24 часа после инъекции. Галоперидол увеличил выброс серотонина (5-НТ) в медиальной префронтальной коре (МПФ), что было определено с помощью микродиализа in vivo. Введение ГДЛ через пробу в МПФ привело к росту выброса кортикального 5-НТ, как это произошло и в случае введения дофамина, и дофаминового агониста апоморфина. В нашей предыдущей работе было обнаружено, что повышенный выброс 5-НТ в МПФ коррелирует с формированием ВБ. В настоящей работе высказано предположение, что рост выброса ДА в МПФ, который, как известно, возникает и в условиях неизбегаемого стресса и при введении ГДЛ, может играть необходимую, но не достаточную роль в процесе формирования ВБ. Можно также предположить, что повышенная активность ДА в МПФ приводит к увеличенному выбросу 5-НТ в МПФ и последующей поведенческой депрессии.
- Arzneimittelforschung 1975 Nov; 25(11):1737-44. [Central action of WA-335-BS, a substance with peripheral antiserotonin and antihistaminic activity]. Kahling J, Ziegler H, Ballhause H. «У крыс и мышей агонист серотонина и гистамина … (WA 335-BS) привел к более выраженному центральному седативному действию, чем ципрогептадин. WA 335-BS также проявил более сильную активность против резерпин- и центрального треморин-индуцированного эффекта, чем ципрогептадин и его чуть более сильное d-амфетамин-индуцированное действие: поэтому, возможно, он обладает свойствами антидепрессанта. WA 335-BS показал высокую эффективность против вызванной изоляцией агрессии у самцов мышей. Сравнительно слабое анксиолитическое действие может быть частично вызвано центральными антисеротониновыми свойствами.»
- Neuroscience 2000; 100 (4): 749 — 68. Behavioral, neurochemical and endocrinological characterization of the early social isolation syndrome. Heidbreder CA, Weiss IC, Domeney AM, Pryce C, Homberg J, Hedou G, Feldon J, Moran MC, Nelson P. «Выращивание крыс в изоляции, как было показано, — это подходящая парадигма в изучении стресса раннего этапа жизни и понимания генезиса депрессии и связанных с ней аффективных расстройств. Недавние исследования, проведенные в нашей лаборатории, указывают на уместность изучения синдрома социальной изоляции, как следствия домашнего заточения.»
- Stroke 1991 Nov;22(11):1448-51. Platelet secretory products may contribute to neuronal injury. Joseph R, Tsering C, Grunfeld S, Welch KM. «ПРЕДПОСЫЛКИ: мы не имеем полного понимания механизмов нейронального поражения, вызванного церебральной артериальной окклюзией тромбом, состоящим в основном из тромбоцитов. В настоящее время достаточно хорошо установлено, что некоторые эндогенные вещества, такие как глутамат, могут также вносить вклад в нейрональное поражение. Известно, что тромбоциты крови содержат и вырабатывают ряд веществ, которые связывают с нейрональной дисфункцией. Поэтому мы высказываем гипотезу, что высокая концентрация (по нашим оценкам примерно в несколько тысяч раз выше, чем в плазме) локально выделенных тромбоцитами секреторных продуктов, полученных из причинного тромба, могут вносить свой вклад в нейрональное поражение и содействовать реактивному глиозу. СУТЬ: У нас не так давно появилась возможность представить прямые свидетельства в пользу этой концепции. Когда органотипическая культура спинного мозга была подвергнута воздействию тромбоцитов и их продуктов, выживших нейронов стало значительно меньше и их размер уменьшился в сравнении с контрольными образцами. Мы далее наблюдали, что серотонин, основной продукт тромбоцитов, обладает нейротоксическими свойствами. Возможно, имеются и другие компоненты тромбоитов с подобными свойствами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: гипотеза о вызванной тромбоцитами нейротоксичности получила определенное подтверждение со стороны выявленного в ходе экспериментов in vitro. Эта концепция может стать началом нового направления исследований, касающихся инсульта, как на самом общем, так и клиническом уровнях.»
- Am J Psychiatry 1981 Aug;138(8):1082-5. Tryptophan metabolism in children with attentional deficit disorder. Irwin M, Belendiuk K, McCloskey K, Freedman DX. «Авторы полагают, что ими получено первое наблюдение гиперсеротонемии у детей с синдромом дефицита внимания и нормальным уровнем умственного развития. У детей с гиперсеротонемией общий уровень плазменного и протеин-связанного триптофана заметно ниже, а свободного триптофана выше, если сравнивать с детьми, у которых показатели серотонина в норме. При этом содержание кинуренина в плазме не изменилось, что может свидетельствовать о том, что гиперсеротонемия возникла не по причине блокирования кинуренинового пути, а может отражать повышение выработки и усвоения триптофана в тканях.
- J Neuropsychiatry Clin Neurosci 1990 Summer;2(3):268-74. Autistic children and their first-degree relatives: relationships between serotonin and norepinephrine levels and intelligence. Cook EH, Leventhal BL, Heller W, Metz J, Wainwright M, Freedman DX. «У 16 аутичных детей, 21 братьев и сестер аутичных детей и 53 родителей аутичных детей были исследованы уровни общего серотонина крови (5НТ) и норэпинефрина (НЭ) плазмы. И НЭ, и 5НТ никак не были связаны с запасом используемых слов. 18 испытуемых были гиперсеротонемичны (общий серотонин крови 5НТ выше, чем 270 нг/мл). У них также был значительно выше уровень НЭ плазмы в сравнении с испытуемыми, у которых гиперсеротонемия отсутствовала.»
- Biol Psychiatry 1998 Dec 15;44(12):1321-8. Cerebrospinal fluid monoamines in Prader-Willi syndrome. Akefeldt A, Ekman R, Gillberg C, Mansson JE «Рассматривая поведенческий фенотип, характерный для синдрома Прадера-Вилли (СПВ), можно предположить наличие дисфункции гипоталамуса и измененную регуляцию нейропроводимости. Цель настоящего исследования — установить, существует ли разница в концентрации моноаминных метаболитов в спинномозговой жидкости (СМЖ) в случае СПВ и его отсутствия». «У СПВ-группы наблюдались повышенные концентрации дофамина и особенно серотонина. Наиболее ярко отличались показатели 5-гидроксииндолуксусной кислоты. Ее повышенные концентрации были обнаружены во всех СПВ-случаях, независимо от возраста, индекса массы тела и уровня умственной задержки развития.» «Можно предположить, что у СПВ-людей имеет место дисфункция серотонинергической системы и, возможно, дофаминовой системы…»
- Pharmacol Biochem Behav 1976 Jul;5(1):55-61. The role of serotonergic pathways in isolation-induced aggression in mice. Malick JB, Barnett А. Возникшую после четырех недель изоляции повышенную агрессию у самцов мышей лечили с помощью семи известных антагонистов серотонинового рецептора. Все антисеротониновые препараты селективно подавили агрессивное поведение изолированных у изолированных мышей; антиагрессивная активность была селективной, поскольку, в соответствующих дозах, ни один из препаратов не снизил значительно спонтанную моторную активность и не повлиял на взаимодействие животных с наклоненным зеркалом. Вызванное агонистом 5-НТР подергивание головой было использовано в качестве in vivo меры противосеротонинергической активности и было выявлено строгое соответствие между потенциалом противосеротонинергической активности и потенциалом антиагрессии. PCPA, вызывающий истощение серотонина, также значительно снизил агрессивное поведение, вызванное изоляцией, по крайней мере в течение 24 часов после применения. Исследована взаимосвязь между холинергическим и серотонинергическим механизмами в медиации агрессии изоляции. Рассмотрено участие серотонинергических систем в агрессии, вызванной изоляцией.
- Probl Endokrinol (Mosk) 1979 May-Jun; 25(3): 49-52 [Role of serotonin receptors of the medial-basal hypothalamus in the mechanisms of negative feedback of the hypophyseal-testicular complex]. Naumenko EV, Shishkina GT. «Введение серотонина в боковой желудочек головного мозга самцов крыс на фоне полной изоляции от медио-базального гипоталамуса сопровождалось блокированием компенсаторного роста уровня тестостерона в крови после односторонней кастрации».
- Encephale 1994 Sep-Oct;20(5):521-5. [Can a serotonin uptake agonist be an authentic antidepressant? Results of a multicenter, multinational therapeutic trial]. Kamoun A, Delalleau B, Ozun M. «Классическая биохимическая гипотеза депрессии постулирует функциональный дефицит центральных систем нейротрансмиттеров, особенно серотонина (5-HT) и норадреналина. Основная роль, отдаваемая в этом случае 5-НТ, привела к созданию большого числа соединений, которые селективно ингибируют поглощение 5-НТ. Многочисленные клинические испытания показали, что антидепрессанты такого типа — противостоящие дефициту 5-НТ, как основной причине депрессии — эффективны. Таким образом, все казалось понятным: депрессию вызывает дефицит 5-НТ. Тианептин — очевидно — действует в классической модели, предсказывающей депрессию у животных, и столь же действенен в поведенческих тестах: он подавляет агрессию вследствие изоляции у мышей и поведение отчаяния у крыс. … Биохимические исследования показали, что в отличие от классических трициклических антидепрессантов, тианептин стимулирует усвоение 5-НТ в мозге крыс in vivo. Это несколько неожиданное свойство наблюдалось в коре и гиппокампе при кратковременном и долговременном применении. Повышение усвоения 5-НТ также подтверждено исследованиями на тромбоцитах после кратковременного и долговременного применения. Более того, в исследовании на людях было показано что тианептин значительно повысил усвоение серотонина тромбоцитами как после однократного введения, так и после 10- и 28-дневного курса. Свойства тианептина, как антидепрессанта, были оценены в контрольных исследованиях в сравнении с известными препаратами. Имеется еще одно исследование, целью которого было сравненить антидепрессивную активность тианептина в сравнении с плацебо и имипрамином. В этом исследовании приняли участие 186 пациентов, у которых наблюдали большое депрессивное расстройство либо в единичном эпизоде (24,6 %), либо рецидивирующее (66,8 %), либо биполярное расстройство (8,6 %).»
- Psychopharmacology (Berl) 1998 Oct;139(3):255-60. Ca2+ dependency of serotonin and dopamine release from CNS slices of chronically isolated rats. Jaffe EH. «В качестве модели депрессии у животных мы взяли хроническое изолированное содержание.» «Были получены ответы на следующие вопросы: первый, имеют ли место изменения в зависимой от деполяризации выработке DA и 5-НТ в ЦНС-структурах, и второй, осуществляется ли выброс посредством классического механизма эксайтотоксичности. В сравнении с контрольной группой у хронически изолированных животных наблюдался значительный рост уровня KCl, что стимулировало выброс 5-НТ. У контрольных и изолированных животных выброс 5-НТ полностью прекращался, когда срезы были инкубированы в растворе Кребса, содержащем ноль Ca2+/10 мМ Mg2+, неорганический блокатор канала Ca2+, Cd2+ или Ni2+ и ингибитора калмодулина, трифлуоперазина.» «Базальный выброс DA и 5-HT у контрольной группы и изолированных животных совпадал и на него не влияли антагонисты Ca2+ каналов. Полученные результаты позволяют высказать предположение, что зависимый от межклеточного Ca2+ выброс 5-НТ и, в большей степени, выброс DA, увеличиваются в нескольких ЦНС-структурах в хронической модели животного стресса.»
- Gen Pharmacol 1994 Oct;25(6):1257-1262. Serotonin-induced decrease in brain ATP, stimulation of brain anaerobic glycolysis and elevation of plasma hemoglobin; the protective action of calmodulin antagonists. Koren-Schwartzer N, Chen-Zion M, Ben-Porat H, Beitner R Department of Life Sciences, Bar-Ilan University, Ramat Gan, Israel. «1. Инъекция серотонина (5-гидрокситриптамина) крысам вызвала серьезнейшее снижение уровня АТФ, сопровождаемое ростом P(i). Попутно значительно усилилась активность цитозольной фосфофруктокиназы, фермента, ограничивающего скорость гликолиза. Стимуляция анаэробного гликолиза проявилась в заметном увеличении содержания лактата в мозге. 2. Уровень 1,6-бисфосфата в мозге был снижен, в то время как на показатели фруктозо-2,6-бисфосфата серотонин не повлиял. 3. Все эти изменения в мозге, вызванные серотонином и характерные для ишемии мозга, были предотвращены применением антагонистов кальмодулина (CaM), трифлуоперазина и тиоридазина. 4. Введение серотонина также вызвало заметное повышение плазменного гемоглобина, как свидетельство лизирования эритроцитов, что также было предотвращено с помощью СаМ-антагонистов. 5. Полученные результаты позволяют высказать предположение о том, что СаМ-антагонисты могут быть эффективны в лечении многих патологических состояний и заболеваний, для которых характерным является повышение уровеня серотонина в плазме крови.
- J Neural Transm 1998;105(8-9):975-86. Role of tryptophan in the elevated serotonin-turnover in hepatic encephalopathy. Herneth AM, Steindl P, Ferenci P, Roth E, Hortnagl H. «Наблюдаемый при печеночной энцефалопатии (НЕ) рост уровня 5-гидроксииндолуксусной кислоты (5-HIAA) в мозге дает основания предположить наличие повышенного обмен асеротонина (5-НТ).» «Полученные результаты можно рассматривать, как дополнительные свидетельства роли триптофана в ускорении метаболизма 5-НТ в мозге и потенциальной роли ВСАА в лечении НЕ.»
- Tugai VA; Kurs'kii MD; Fedoriv OM. [Effect of serotonin on Ca2+ transport in mitochondria conjugated with the respiratory chain]. Ukrainskii Biokhimicheskii Zhurnal, 1973 Jul-Aug, 45(4):408-12.
- Kurskii MD; Tugai VA; Fedoriv AN. [Effect of serotonin and calcium on separate components of respiratory chain of mitochondria in some rabbit tissues]. Ukrainskii Biokhimicheskii Zhurnal, 1970, 42(5):584-8.
- Watanabe Y; Shibata S; Kobayashi B. Serotonin-induced swelling of rat liver mitochondria. Endocrinologia Japonica, 1969 Feb, 16(1):133-47.
- Mahler DJ; Humoller FL. The influence of serotonin on oxidative metabolism of brain mitochondria. Proceedings of the Society for Experimental Biology and Medicine, 1968 Apr, 127(4):1074-9.
- Eur J Pharmacol 1994 Aug 11;261(1-2):25-32. The effect of alpha 2-adrenoceptor antagonists in isolated globally ischemic rat hearts.Sargent CA, Dzwonczyk S, Grover G.J. «Было показано, что антагонист альфа-2-адренорецепторов, йохимбин, проявляет защитные свойства при гипоксическом состоянии миокарда. Йохимбин обладает и другими действиями, например, является антагонистом рецептора 5-НТ в пределах защитных концентраций.» «Предварительная обработка йохимбином (1 — 10 микроМ) привела к зависимому от концентрации росту развиваемого давления реперфузии левого желудочка и снижение конечного диастолического давления и выброса лактатдегидрогеназы. Структурно близкое соединение, раувольфин (10 микроМ) также является протектором ишемического миокарда. Напротив, идазоксан (0,3 — 10 микроМ) или толазолин (10 микроМ) такими свойствами не обладают. Кардиопротективное действие йохимбино частично подавлялось 30 микроМ 5-НТ. Это наталкивает на мысль о том, что механизм кардиопротективного действия йохимбина может быть основан на его активности, как антагониста рецепторов 5-НТ.»
- Zubovskaia AM. [Effect of serotonin on some pathways of oxidative metabolism in the mitochondria of rabbit heart muscle]. Voprosy Meditsinskoi Khimii, 1968 Mar-Apr, 14(2):152-7.
- Warashina Y. [On the effect of serotonin on phosphorylation of rat liver mitochondria]. Hoppe-Seylers Zeitschrift fur Physiologische Chemie, 1967 Feb, 348(2):139-48.
- Eur Neuropsychopharmacol 1997 Oct;7 Suppl 3:S323-S328. Prevention of stress-induced morphological and cognitive consequences. McEwen BS, Conrad CD, Kuroda Y, Frankfurt M, Magarinos AM, McKittrick C. «Атрофия и дисфункция гиппокампа у некоторых людей наступает в результате старения, и эта дисфункция является предвестником последующего слабоумия. Имеются основания полагать, что к этим изменениям могут быть причастны глюкокортикоиды надпочечников, поскольку рост глюкокортикоидов при синдроме Кушинга и в процессе нормального старения связывают с атрофией гиппокампа человека и дефицитом кратковременной вербальной памяти. Мы предложили клеточную модель вызванной стрессом атрофии гиппокампа у крыс и изучали лежащие в ее основе механизмы с целью найти агенты, способные блокировать эту атрофию. Повторяющийся стресс заточения в течение 3 недель вызывает у крыс изменения в гиппокампе, которые включают подавление рецептора связывания 5-НТ1А и атрофию дендритов пирамидальных нейронов СА3, наряду с нарушениями освоения лабиринта. Поскольку серотонин выделяется стрессорами и может играть роль в действии стресса на нервные клетки, то мы решили изучить действие агентов, которые содействуют или подавляют обратный захват серотонина. Известно, что тианептин усиливает обратный захват серотонина, и мы сравнили его действие с флуоксетином, ингибитором обратного захвата 5-НТ, а также с дезипрамином. Тианептин (10 мг/кг/сутки) предотвратил атрофию дендритов пирамидальных нейронов СФ3, в то время как ни флуоксеин (10 мг/кг/сутки), ни дезипрамин ((10 мг/кг/сутки) не оказали никакого влияния. Применение тианептина позволило также предотвратить вызываемые стрессом у крыс нарушения при освоении лабиринта. Поскольку атрофия (вызываемая кортикостеронами и стрессом) дендритов СА3 также блокируется фенитоином, ингибитором выработки и действия возбуждающих аминокислот, то эти результаты наводят на предположение, что серотонин, выделяемый в условиях стресса или кортикостеронами, может пре- или постсинаптически взаимодействовать с глутаматом, выбрасываемым стрессом или кортикостероном, и что финальный общий путь взаимодействия между серотонином и глутаматом может оказывать влияние на дендриты нейронов СА3, которые в основном иннервированы мшистыми волокнами зубчатой извилины. Мы рассматриваем возможное применение полученных результатов при лечении когнитивных расстройств и риска слабоумия у пожилых людей.»
© Ray Peat Ph.D. 2009. All Rights Reserved. www.RayPeat.com