16 мая 2018 г.

Три гормона молодости — прогестерон, прегненолон и ДГЭА

Прогестерон

Шестьдесят лет назад было установлено, что прогестерон — это основной гормон, вырабатываемый яичниками. Поскольку он необходим для фертильности и для поддержания здоровой беременности, его назвали «про-гестационным гормоном», и его название иногда наводит людей на мысль, что он не нужен, если вы не хотите забеременеть. В действительности, это самый защитный гормон, производимый организмом. В больших количествах он вырабатывается во время беременности, как результат запроса развивающегося ребенка на защиту от стрессов окружающей среды. Как правило, мозг содержит прогестерон в очень высокой концентрации, что является отражением защитной функции гормона для этого наиболее важного органа. Тимус, ключевой орган нашей иммунной системы, также сильно зависит от прогестерона.

Было установлено экспериментально, что прогестерон является основным гормоном адаптации и устойчивости к стрессу. Надпочечники используют его для производства своих антистрессовых гормонов, и в случае достаточного количества прогестерона, они не должны производить потенциально губительный кортизол. При дефиците прогестерона, мы производим слишком много кортизола, а избыточное количество кортизола вызывает остеопороз, старение кожи, повреждение клеток мозга и накопление жира, особенно на спине и животе.

Эксперименты показали, что прогестерон устраняет тревожное состояние, улучшает память, защищает клетки мозга и даже предотвращает эпилептические припадки. Он содействует дыханию, его используют для коррекции эмфиземы. В кровеносной системе он предотвращает выпячивание вен, увеличивая тонус кровеносных сосудов, и повышает эффективность работы сердца. Он устраняет многие из признаков старения в коже, а также способствует здоровому росту костей. Он может облегчить многие типы артрита, и помогает при различных иммунологических проблемах.

Если прогестерон употреблять растворенным в витамине Е, то он очень эффективно всасывается и быстро распределяется по всем тканям. Если у женщины есть яичники, прогестерон помогает в регуляции их работы и в производстве гормонов. Он помогает восстановлению нормального функционирования щитовидной железы и других желез. Если у женщины яичники были удалены, прогестерон следует принимать регулярно, чтобы заменить утраченный источник. Дефицит прогестерона часто ассоциируется с повышенной восприимчивостью к раку, поэтому прогестерон использовали для лечения некоторых видов рака.

Важно подчеркнуть, что прогестерон — это не только гормон беременности. Представление о том, что прогестерон нужен только для «защиты матки» аналогично идее, согласно которой мужчине, мол, тестостерон не нужен, если в планах нет желания стать отцом. При этом прогестерон имеет значительно более важное и фундаментальное физиологическое значение, чем тестостерон. Хотя мужчины действительно вырабатывают прогестерон естественным путем и иногда могут извлечь пользу от его применения, это не мужской гормон. У некоторых людей возникает такая идея, поскольку иногда врачи рекомендуют комбинировать эстроген с прогестероном или тестостероном, чтобы избежать некоторых побочных эффектов эстрогена. Прогестерон — это естественное комплементарное дополнение организма к эстрогену. Если применять только прогестерон, то часто отпадает необходимость использовать эстроген для устранения приливов жара, бессонницы или других симптомов менопаузы.

Будучи растворенным в витамине Е, прогестерон проникает в кровь практически сразу, как только вступает в контакт с любой мембраной, такой как губы, язык, десна, нёбо, а если его проглотить, то всасывание продолжится в процессе пищеварения. Если употребить его с пищей, то его всасывание будет происходить со скоростью переваривания и всасывания пищи.

Прегненолон

Прегненолон — сырье для выработки многих гормонов стресса и адаптации — стал известен еще в 1934, но в течение нескольких лет его считали «инертной» субстанцией. Причина такой точки зрения состоит в том, что впервые его испытывали на здоровых молодых животных. Поскольку эти животные сами вырабатывают прегненолон в больших количествах (в мозге, в надпочечниках и яичках), то дополнительно введенный прегненолон не давал никакого эффекта.

В 1940-х прегненолон испытали на людях больных или находившихся в состоянии стресса, и было обнаружено, что он несет широкий спектр полезных свойств, но фармацевтическая индустрия никогда серьезно не интересовалась прегненолоном. Его широкая применимость делает его не похожим на лекарство, а распространенность в природе не дает возможности запатентовать его. А потому были запатентованы и разрекламированы для лечения специфических состояний многие синтетические варианты, каждый более узкого действия и с набором серьезных побочных эффектов. Фармацевтические компании создали атмосферу, в которой многие люди почувствовали, что каждая болезнь должна иметь свое лекарство, а каждое лекарство — свою болезнь. Побочные эффекты от некоторых из этих синтетических гормонов были настолько чудовищны, что люди стали их бояться. Например, синтетические разновидности «кортизона» могут разрушить иммунитет, вызвать остеопороз, диабет и ускоренное старение с потерей пигмента в коже и волосах и чрезвычайным истончением кожи.


Естественный прегненолон присутствует в очень большой концентрации у молодых людей обоего пола, одна из причин выработки его больших количеств в молодости заключается в том, что прегненолон — один из наших базовых защитников от побочных эффектов, которые могут возникнуть из-за дисбаланса даже наших естественных гормонов. Избыточные естественные кортизон или эстроген могут быть опасными, но изобилие прегненолона их побочные действия предотвращает или минимизирует.

Прием даже больших доз прегненолона на здорового молодого человека или животное не оказывает никакого гормонального или лекарственного действия. И в этом смысле прегненолон уникален. Ведь если животное или человек находятся в состоянии стресса и вырабатывают больше кортизона, чем обычно, прием прегненолона вызывает снижение кортизона до нормального уровня. После 40 или 45 лет, похоже, каждый человек живет в состоянии постоянного «стресса», что является нормальной составляющей процесса старения. Это совпадает с уменьшенной способностью организма производить много прегненолона.

Когда стареющим крысам дают прегненолон дополнительно, это сразу улучшает их память и вообще жизнедеятельность. Исследования 1940-х годов на людях также показали, что улучшалось выполнение обычных задач. Сегодня известно, что прегненолон в мозге — один из основных гормонов. Его вырабатывают определенные клетки мозга, также он поступает в мозг с кровью. Он защищает клетки мозга от повреждения, вызванного утомлением, адекватное его количество оказывает успокаивающее действие на эмоции, частично по этой причине он защищает нас от такой реакции на стресс, которая ведет к чрезмерной выработке кортизона. Люди чувствуют в настроении силу и способность противостоять вызовам.

Многие люди заметили, что прегненолон создает эффект «подтяжки лица». Думается, это его свойство вызвано улучшением циркуляции в кожи и фактическим сокращением некоторых, подобных мышечным, клеток в коже. Подобный эффект может улучшить мобильность суставов при артрите, тканевую эластичность в легких и даже зрение. Во многих исследованиях было показано, что прегненолон защищает в целом от «фиброзных тканей», и в этой связи было доказано, что он предотвращает появление опухолей, которые может вызвать эстроген.

Прегненолон в больших объемах преобразуется в два других защитных гормона «молодости» — прогестерон и ДГЭА. В возрасте 30 лет как у женщин, так и у мужчин вырабатывается ежедневно от 30 до 50 мг прегненолона. Он хорошо всасывается при пероральном приеме, даже в виде порошка. Одна доза примерно в 300 мг (размером с таблетку аспирина) работает в организме около недели, по мере того, как сначала вдоль кишечника происходит всасывание, а затем организм его «перерабатывает». Частично такое долгое действие объясняется тем, что он улучшает способность организма вырабатывать собственный прегненолон. Он имеет тенденцию улучшать функцию щитовидной и других желез, и широкий спектр его полезных свойств возникает за счет его такого «нормализующего» другие железы действия.

ДГЭА

ДГЭА (дегидроэпиандростерон) — это название звучит довольно технически, поскольку он не был идентифицирован как носитель какой-то одной, доминирующей функции, несмотря на его изобилие в организме. Многие исследователи по-прежнему считают его веществом, вырабатываемым надпочечниками, но эксперименты говорят о том, что животные без надпочечников способны производить его в нормальных количествах. Его много образуется в мозге (из прегненолона), но, возможно, он вырабатывается и в других органах, включая кожу. Концентрация ДГЭА в мозге значительно выше, чем в крови.

В старости мы вырабатываем около 5 % от нашего юношеского уровня. Примерно так же падает выработка прогестерона и прегненолона. Другие гормоны (например, кортизон) не уменьшаются так значительно, в результате наш гормональный баланс постоянно смещается в процессе старения в сторону доминирования таких гормонов, как кортизон, который расходует все больше и больше телесной субстанции, не восполняя ее. Основная функция ДГЭА и других гормонов молодости — это защита от токсического действия таких специализированных гормонов.

К примеру, голодание, старение и стресс делают кожу тонкой и хрупкой. Избыток кортизона — по причине ли медицинского лечения, стресса, старения или недоедания — оказывает такое же воздействие. Материя кожи растворяется, чтобы обеспечить питание более важных органов. Другие органы, такие как мышцы и кости, под действием кортизона растворяются медленнее, но с такими же деструктивными последствиями. ДГЭА блокирует эти разрушительные свойства кортизона и активно восстанавливает нормальный рост и процессы возобновления в этих органах, укрепляет кожу, кости и другие органы. Способность ДГЭА стимулировать костный рост была продемонстрирована in vitro, и ДГЭА применяют для облегчения многих симптомов, вызванных остеопорозом и артритом, даже местно в виде масляного раствора.

Известно, что эстроген вызывает огромное разнообразие иммунологических дефектов. ДГЭА же, явно за счет своей уравновешивающей и восстановительной функции, способен корректировать некоторые их таких иммунологических дефектов, включая «аутоиммунные» заболевания.

Установлено, что ДГЭА защищает от рака, но пока не известно, как именно это происходит. Он явно защищает от токсического, вызывающего рак избыточного эстрогена, а его анти-раковые свойства, по-видимому, задействуют многие другие функции.

Экспериментально диабет можно вызывать некоторыми ядами, которые убивают вырабатывающие инсулин клетки поджелудочной железы. В экспериментах диабетиками делали кроликов, которых затем излечивали с помощью ДГЭА. Как выяснилось, инсулин-производящие клетки регенерировали. Многие люди, страдающие диабетом, для улучшения метаболизма сахара применяли пивные дрожжи и ДГЭА. При диабети очень мало сахара заходит в клетку, поэтому проблемой становится утомляемость. ДГЭА стимулирует клетки всасывать и сжигать сахар, что приводит к росту общего энергопроизводства и помогает предотвратить тучность.

Молодые люди вырабатывают от 12 до 15 мг ДГЭА в день, и это количество уменьшается примерно на 2 мг каждые 10 лет после 30. Это одна из причин, почему молодые люди едят больше, не толстея, и лучше переносят холод: ДГЭА, как и гормон щитовидной железы, стимулирует нашу тепловыработку и способность сжигать калории. В возрасте 50 лет ежедневный прием около 4 мг ДГЭА обычно восстанавливает ДГЭА в крови на юношеском уровне. Важно избегать избыточного приема, поскольку некоторые люди (особенно если у них дефицит прогестерона, прегненолона или гормона щитовидной железы) могут конвертировать его избыток в эстроген или тестостерон, а в больших количествах эти половые гормоны могут нарушить функцию тимуса и печени.

У людей, принимавших слишком много ДГЭА, обнаруживают аномально высокие уровени эстрогена, что может привести к увеличению печени и сокращению тимуса.

В одном из исследований было обнаружено, что единственной гормональной аномалией в группе пациентов с болезнью Альцгеймера был избыток ДГЭА. В клеточной культуре ДГЭА может вызвать изменения в глиальных клетках, похожие на изменения, происходящие в стареющем мозге. Эти наблюдения показывают, что ДГЭА следует применять с осторожностью. Добавки прегненолона и гормона щитовидной железы представляются наиболее безопасными путями оптимизации выработки ДГЭА.

© Ray Peat 2006. All Rights Reserved. www.RayPeat.com