Часть первая. О целостности
Разум, или все, что нам уже известно, не останется тем же, когда мы узнаем больше. Заключенный в пределы, он ненавидим своим обладателем. Еще один тупой оборот, даже вселенский, — и очень скоро он превратится в мельничные жернова. Если многое становится равным малому, когда им овладеваешь, то заблудшая душа кричит: «Ещё! Ещё!»; меньшее, чем Всё, не сможет утолить Человека.
Уильям Блейк
Однажды поверив в будущее, мы осознаём возможность познания и выхода за пределы. Мы ценим внезапность и даже предвкушаем возможность столкнуться с ней лицом к лицу. Инерция — вот что легко приводит к завышенной оценке текущего знания. Если у нас имеется достаточно энергии (и времени), мы преодолеваем инерцию. Стремление к целостности может направить нас в сторону более адекватной науки и еще более прекрасного мира.
Глава 1. Аспекты целостности
Холизм — это способность заметить, что хотя природные объекты и можно разобрать на составляющие, последние, до определенной степени, сформированы их же участием в целостном объекте. Например, в органической химии признано, что находящиеся поблизости части молекулы, растворитель и т. п. изменяют химическую активность атома или радикала.
Холизм бы никогда не был упомянут, если бы в нашей научной традиции не было столь привычным сказать, например, так: «Мы знаем все, что нужно знать частях (атомах, поверхностях, полях, генах и т. д.), поэтому мы можем предвидеть результат их сочетания». Хорошая инженерия предполагает дотошное знание свойств материалов, позволяющее сделать достоверные предсказания о том, как они будут себя вести в новых конструкциях; а вот настоящая наука требует готовности признать неожиданный результат, когда он возникает. Холизм, или не догматический взгляд на мир, признает скорее индивидуальную уникальность, а не усредненность, и, вероятно, будет искать комплексные причины (в особенности — влияние внешней среды), а не списывать все с легкостью «на гены».
Исторически нежелание различать текущее и возможное знание, обычное существование и возможный потенциал чего-либо — вот что характеризует людей, выступающих против холизма и называющих себя редукционистами. Обычно в мире редукционистов избегают понятия о сознании, восприятии, ощущениях, удовольствиях и намерении. Если мы хотим понять жизнь и ее возможности, то, по-видимому, начать следует с включения ее «наиживейших» аспектов в наши размышления, даже если мы собираемся работать с такими довольно инертными представлениями как вирусная генетика.
Я полагаю, что центральный вопрос биологии — это взаимосвязь энергии и структуры. (Важность этого вопроса для физической науки может довольно грубо обозначить, как именно возникло предсказание Холдейна о «проглатывании».) Представления о резонансе и гистерезисе, столь смутно определенные в физике, должно быть, связаны с взаимодействием энергии и структуры на различных уровнях сложной организации и являются примером физических концепций, которые могут обрести смысл и ясность именно в биологии (1). Когда энергия протекает через материю, происходит накопление упорядоченности (например, как результат резонанса и гистерезиса), но мы так часто слышим об «энтропии», «неупорядоченности» и «симметрии», что забываем о большинстве формообразующих процессов материального мира.
Очевидно, что холистическая наука должна принести пользу здоровью человека (и экологии), но текущая ситуация такова, что биология и медицина стали в высшей степени ориентированными на продукт, а холистические соображения оставлены на откуп «пограничным» профессиям. Во многих альтернативных подходах ключом к здоровью считается понятие об «энергии», но, как правило, в них отсутствуют простые и эффективные способы оптимизации биологической энергии, зачастую применяются контр-продуктивные меры, к примеру, такие как назначение пищевого льняного масла. Далее я покажу, как из искаженных медицинскими промоутерами сообщений можно извлекать самые передовые достижения науки и применять их холистически, то есть самым эффективным образом.
Продолжение следует