9 июля 2018 г.

Порождающая энергия. Восстановление жизненной целостности. Глава 3

Глава 3. Холизм Вернадского

В последнее десятилетие заинтересованные в перестройке и альтернативном мировоззрении люди в Советском Союзе все чаще задумывались о В. И. Вернадском и его работе. Экологи и защитники природы в этой стране осознали, что его картина мира предлагает и практический, и вдохновляющий подход к единству жизни и окружающей среды. Хотя изначально это звучит довольно странно, но, используя в подходе к биосфере такие простые физические понятия, как масса, энергия и темпы изменений работа Вернадского дала сознанию и истории человека реальное место в науке. Изучение пределов, установленных пространством и потоком энергии от солнца и земли, привело Вернадского к формулированию довольно простых законов биогеохимии, например, что миграция химических элементов стремится к максимуму. С такой точки зрения он увидел, что интенсивность биологического размножения, метаболизма и уровень биологической организации взаимосвязаны через упорядочение и законы, а культура и сознание человека участвуют в этих естественных взаимоотношениях и процессах. Вернадский назвал эту точку зрения «космическим реализмом», это выражение использовал и Менделеев.

Будучи студентом, Вернадский (1863–1945) испытывал тягу к истории и математике, много читал философской и религиозной литературы, включая Платона, Аристотеля, интересовался индуизмом. После учебы с Докучаевым (который был назван пионером экологии из-за изучения взаимодействия биологических и геологических факторов в образовании почвы). Вернадский учился в Германии и Франции. Кажется, он искал лучших умов и самых сильных личностей того времени во многих областях знаний. Он знал Кюри, Ганса Дриша (ученика Геккеля, Дарвиниста, Дриша - виталиста), Сеченова, Ле Шателье, Менделеева и Толстого и смог интегрировать их восприятие в его точку зрения.

После обучения у Докучаева (которого считают пионером экологии, поскольку он исследовал взаимодействие биологических и геологических факторов в процессах образования почвы), Вернадский учился в Германии и Франции. Создается впечатление, что он словно находился в поиске лучших умов и самых сильных личностей в различных отраслях знаний того времени. Он знал Кюри, Ганса Дриша (ученика Геккеля, дарвиниста, Дриш известен как виталист), Сеченова, Ле Шателье, Менделеева, Толстого и смог интегрировать их представления в свою точку зрения.

Например, он писал: «Я думаю, что в учении Толстого гораздо больше глубокого, чем мне то вначале казалось. И это глубокое заключается: 1) основою жизни — искание истины и 2) настоящая задача состоит в высказывании этой истины без всяких уступок» (из дневника Вернадского, запись от 25 ноября 1892 г. — прим. перев.), и он описал Толстого, как аккумулятор энергии человеческого сознания.

Нравственная мысль Толстого была сонаправлена восприятию Вернадским единства, в котором люди, как часть цикла преобразований, обязаны думать и действовать на благо планеты. Созданию, сохранению культуры и человеческому сознанию в мировоззрении Вернадского отдано центральное место, но не за счет чего-либо еще в мире: Сознание необходимо всему человечеству ради мира.

В 1922 году Вернадский читал в Париже лекции по биогеохимии и о месте сознания в истории Земли. Эти идеи были обобщены в его книге «Биосфера» 1926 года. Он попытался получить поддержку в Соединенных Штатах, чтобы создать лабораторию для изучения биогеохимии, но, вероятно, единственным американцем, заинтересованным в этом предмете, был его друг Э. С. Дана из Йельского университета. Председатель отдела химии в Стэнфорде сказал, что тема «вряд ли заслуживает того внимания, которое он ей уделил», и заявка была отвергнута Институтом Карнеги, Национальным исследовательским советом и Британской ассоциацией содействия развитию науки.

Хотя многие конкретные открытия Вернадского были независимо заново сделаны в Соединенных Штатах, его имя редко появляется в американских книгах по геологии или экологии. Я думаю, такая ситуация сложилась из-за его основной убежденности в том, что природа не управляется случаем. «Структура Земли — это гармоничная интеграция частей, которую следует изучать как неделимый механизм».

…Существа на земле — плод долговременного и сложного механизма, в котором, как известно, работают неизменные законы, и случая не существует ».

Идеализация случайности в немецкой и англо-американской науках затрудняет обсуждение физических и биологических подходов, которые делают упор на порядок, законы и направленность преобразований. Как и идеи Ле Шателье в области физической химии, сильно повлиявшие на мышление Вернадского, идея принципа «стабильности», который спонтанно приводит к повышенной сложности и упорядоченности в системе, чересчур чужда, чтобы быть легко воспринятой в нашей культуре. Работа Ильи Пригожина в этой области, вероятно, немного изменила эту атмосферу.

К сожалению, даже при наличии систематических наблюдений за появлением структуры из относительного беспорядка, в Соединенных Штатах возникновение порядка предпочитают приписывать хаотическим процессам и утверждать из «логики хаоса», что будущее абсолютно непредсказуемо, и мир хаотичен, а не подчинен закону. (Если в этой новой доктрине и есть какой-то значительный хаос, то я думаю, что он прежде всего в терминологии и нелогичных выводах некоторых из ее сторонников).

Для Вернадского мир подчинен закону. Его взгляд на жизнь как на активную массу, форму материи, которую нужно понимать количественно, «вихрь молекул», действующий на ее окружение, привел его к размышлениям в терминах скорости миграции 34 атомов через эту активную массу. С этой точки зрения инертные атомы становятся активными, а активные атомы становятся инертными в зависимости от их положения.

Это представление об «истории атома» совершенно естественно с точки зрения «космического реалиста», но оно приводит к вопросам, которые просто не встают перед человеком, обычно думающим об атомах, как о статистической и анонимной отдельности. Первый биогеохимический закон Вернадского о том, что миграция атомов стремится к максимуму, очевиден для всех, кто о нем размышляет, и он явно сопоставим с принципом равновесия Ле Шателье. Стоит только принять этот принцип и начать рассматривать жизнь как часть природы, как естественным следствием такого подхода станет второй закон Вернадского о том, что эволюция создает такие виды, которые максимизируют миграцию химических элементов.

Но такой подход требует размышлений о биосфере как о системе, которая движима энергией солнца, а это непривычно для эволюционистов. Вернадский сказал, что его второй биогеохимический принцип «показывает, так же точно, как соответствующие принципы в механике и физической химии, направление, в котором должны развиваться процессы эволюции, а именно в направлении роста сознания, мышления, а также форм, оказывающих все большее и большее влияние на окружающую среду».

Тейяр де Шарден получил свое представление о Ноосфере из работ Вернадского. Многие люди предпочитают считать идею о сознании, занимающем значимое и центральное место в эволюции, как исключительно религиозную идею. Однако, с точки зрения Вернадского, к этому можно придти, если рассматривать жизнь в терминах физики и химии. Чтобы яснее понять смысл этой идеи, было бы полезно применить ее к некоторым современным научным вопросам — от происхождения жизни до оптимизации фермерских и пищевых практик.